Последние комментарии

  • Надежда Муханова (Третьякова)21 апреля, 19:42
    "Мы мечемся: – работа…быт…дела…  Кто хочет слышать- всё же должен слушать…  А на бегу- заметишь лишь тела…  Остановит...17 стихов Эдуарда Асадова, от которых становится светло на душе
  • Андрей20 апреля, 3:13
    :)   Благодарю. !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! 25 фотографий, после которых трудно будет не завести питомца.
  • gala19 апреля, 9:19
    Кратко, метко, огромное чувство юмора у так  много пережившего в жизни мудрого человека. Достаточно открыть его книгу...«Гарики» Игоря Губермана

Цитаты Ильи Репина об эмансипации, праве на эгоизм, страсти к инкогнито и нелюбви к балету

 

«Там, где Крамской резонерствует, размышляет, доказывает, Репин сверкает, бушует, бурлит и взрывается горячими гейзерами», — так Корней Чуковский характеризовал манеру Ильи Ефимовича формулировать свои мысли и чувства. Артхив прилежно собрал «осколки и брызги» — репинские характерные высказывания по актуальным и вечным вопросам из его писем и мемуаров.

 

В кустарниках, на Лысой горе, я впервые уразумел законы композиции:её рельеф и перспективу. Растрёпанный, чахлый кустарник на первом плане занимает огромное пространство картины; кокетливо, красиво он прячет за собою лесную тропинку, а великолепную группу деревьев второго плана делает фоном. Вот рельеф картины; а мы всё барельефы сочиняли в Академии.

Есть много недовольных мною и будут звонить на все лады моё пристрастие к красивым барышням, занимающим лучшие места в моей мастерской без всякого на то права, тогда как ученики уходят из неё за неимением места. Видите, как это выходит фатально.

Говорят, любят только тех, кто заставляет страдать; чем больше страданий, тем больше привязанности. Искусство самый опасный предмет любви по своей глубине,непостижимости, вечной новизне, вечной таинственности. В нём больше всего отражается божественное начало в человеке.

В yкpaинcкoм вoeннoм пoceлeнии, в гopoдe Чyгyeвe, в пpигopoднoй cлoбoдe Ocинoвкe, нa yлицe Кaлмыцкoй, нaш дoм cчитaлcя бoгaтым. Хлeбoпaшecтвoм Рeпины нe зaнимaлиcь, a cocтoяли нa пoлoжeнии тopгoвцeв и пpoмышлeнникoв. У нac был пocтoялый двop. 

В бoльшoм дoмe y бaбeньки в чиcтыx гopницax былo oчeнь чиcтo и бoгaтo… Тoлькo я нe любил cтpaшнoй кapтины, виceвшeй в чepнoй paмe нa cpeднeй cтeнe oднoй из гopниц. Тaм был нaмaлeвaн мoлoдoй кypчaвый пaнич, дepжaщий зa вoлocы гpoмaднyю мepтвyю гoлoвy c пpoбитым лбoм. Тaкoe cтpaшилищe этa гoлoвa — cиняя-пpecиняя, и пaнич тaкжe cиний и cтpaшный! Мaмeнькa гoвopилa, чтo этo Дaвид c гoлoвoй вeликaнa Гoлиaфa. Я бoялcя дaжe пpoxoдить мимo этoй кapтины. 

Мазепу привязывают к лошади польские паны. Вот картина! Я стал просить маменьку, чтобы купила Мазепу. Нет — и дорога́, и маменьке совсем не понравилась: голый человек… А какие краски были на кафтанах у поляков!.. Какой конь! Чудо! Я так досадовал, что не купили…

Бывaл я нa cвaдьбax, нa бaзapax, в вoлocтяx, нa пocтoялыx двopax,в кaбaкax,в тpaктиpax и в цepквax... чтo этo зa пpeлecть, чтo этo зa вocтopг!.. A кaкиe дyкaты, мoниcты! Гoлoвныe пoвязки, цвeты! A кaкиe лицa!!! A кaкaя peчь!!! Пpocтo пpeлecть,пpeлecть и пpeлecть!!!

 
Портрет С. М. Драгомировой. Илья Ефимович Репин, 1889
Портрет С. М. Драгомировой. Илья Ефимович Репин, 1889

Трудно удержать молодых людей дома. Париж, столица мира для всех проявлений жизни, манит к себе художников всех стран. Туда, как у нас на Запорожье в оное время, стекаются теперь все удалые головы и там узнают цену всему, там меряются силами, хотя барахтаются в этой сутолоке и погибают массами, как мухи в мухоловке.

Опасно постареть душевно и не угадать нового движения эстетической жизни молодого поколения. Вот где и начнётся разлад, антипатия и антагонизм. Тогда — свиней пасти, у этих традиции крепки и неизменны.

Я вcтaл co cтyлa, чтoбы ycтyпить eй мecтo. Oнa (Валентина Семеновна Серова, мать будущего художника — ред.) пocмoтpeлa нa мeня c пpeзpитeльнoй cтpoгocтью и, едвa cдepживaя иpoничecкyю yлыбкy, yшлa в oблacть кoшмapнoгo тaбaчнoгo дымa. Нa дpyгoй дeнь я cпpocил Aнтoкoльcкoгo: «Oтчeгo этo xoзяйкa c нacмeшкoй и пpeзpeниeм oтoшлa oт мeня, кoгдa я xoтeл ycтyпить eй cвoй cтyл?» «A этo, видишь, нoвaя мoлoдeжь cчитaeт эти cвeтcкие мaнepы пoшлocтью. Дeвицы и мyжчины paвны; a этo yxaживaниe иx ocкopбляeт… У cтyдeнтoв бpoшeны дaвнo вce эти cpeднeвeкoвыe китaйщины». «Вoт кaк! Бyдeм знaть… A я дyмaл, нe выпaчкaнa ли y мeня физиoнoмия в кpacкax».

Разочарование собою — это так знакомо мне, что я даже и вспоминать к ночи не хочу, — не уснешь.

Когда позируют очень безукоризненно, терпеливо, портрет выходит скучный, безжизненный, и, наоборот, при нетерпеливом сидении получаются удачные сюрпризы. У меня с Третьякова, который сидел с необычайным старанием, портрет вышел плохой, а Писемский, вскакивавший каждые пять минут для отдыха, помог мне. Его портрет имел большой успех.

 
Илья Репин. Портрет  П.М.Третьякова
Илья Репин. Портрет П.М.Третьякова
 
Илья Репин. Портрет  А.Ф.Писемского.
Илья Репин. Портрет А.Ф.Писемского.

Приготовьтесь заранее, что любовь ваша пройдёт, она должна замениться дружбой. А дружба рождается только из преданности. Если женщина способна быть преданной вполне интересам своего мужа, она — драгоценный друг, который необходим мужчине, с которым он не расстанется ни на минуту во всю жизнь, которого он будет любить и уважать глубоко в душе всю жизнь. Если муж будет предан своей жене, детям, будет относиться с полным уважением к жене (в случае утраты любви), семья счастлива. Но если эти оба субъекта увлекутся свободой действий, самостоятельной эмансипацией, разнородной деятельностью, дающей каждому самостоятельное положение, — семья пропала, разрыв неизбежен.

У меня часто выходит с письмами, что вместо шутливого тона выходит безобразно тупо. И я не замечаю сам в ту минуту, а после чувствую всю свою тяжеловесную грубость — вместо игривости.

Ведь любовь всегда так. Если она сильна, то, достигнув апогея, она понижается до реакции; а если ее нет, то добрая заботливая душа может возростить и взлелеять на вакантном месте, понемногу, но просто, надолго, навеки. Это лучшая любовь — здоровая, сильная, но спокойная, умная.

Вы желаете знать мое мнение о балете? — Я совершенный профан в этом искусстве. И когда милые барышни семенят на носках и, вытягивая высоко ногу, ставят прямой угол к своему торсу, мне делается так скучно и так жаль этих добросовестно откалмывающих одно и то же, одно и то же… Главное, это так казённо и так некрасиво.

Танцы характерные я люблю, в них много огня, жизни, души… Лезгинка, мазурка, краковяк, трепак, сальторелла…

 
Танцующая. Илья Ефимович Репин, 1920-е
Танцующая. Илья Ефимович Репин, 1920-е

Мoй глaвный пpинцип в живoпиcи: мaтepия кaк тaкoвaя. Мнe нeт дeлa дo кpacoк, мaзкoв и виpтyoзнocти киcти, я вceгдa пpecлeдoвaл cyть: тeлo тaк тeлo.

Вы очень ошибаетесь, думая, что я склонен к спиритизму и приписываю только прочим сынам Земли безобразно тупой материализм. О, нет, материализм прежде всего я чувствую в себе, и в такой степени, что он заглушает во мне многие духовные начала. И при этом, каюсь, я его так люблю, что ни за что не согласился бы сделаться исключительно духовным существом.

Художник должен работать, как деревообделочник. Сначала он грубо обтесывает топором, потом строгает рубанком, и все дальше и дальше инструменты его тоньше, заканчивает он шкуркой, полировкой лаком.

Мне часто вспоминаются слова Льва Николаевича (Толстого — ред.), что видаться часто не надо, он говорит это даже по поводу своего любимца Коли Ге. И правда, может быть, это к лучшему, что я не поселился где-нибудь у вас по соседству, — я бы, пожалуй, надоел вам. А много ли нужно людям иногда, чтобы разойтись? 

Чeлoвeк бeз yбeждeний — пycтeльгa, бeз пpинципoв — oн ничтoжнaя никчeмнocть. 

В долгий ящик мы, русские, складываем обыкновенно все, что у нас есть лучшего, где оно валяется, валяется и часто совсем выбрасывается по ошибке.

У меня теперь прическа если не очень близко напоминает Авессалома,то уж совсем похожа на шевелюру деревенского попа. И я, кажется, на этой внешности остановлюсь теперь. Если придётся умирать, то я в таком виде буду больше подходить к типу русского художника.

 
Портрет Ильи Репина. Валентин Александрович Серов, 1901
Портрет Ильи Репина. Валентин Александрович Серов, 1901

Никакие благие намерения автора не остановят меня перед плохим холстом. В моих глазах он (автор — ред.) тем противнее, что взялся не за своё дело и шарлатанит в чуждой ему области, выезжает на невежестве зрителей. 

И еще раз каюсь: всякий бесполезный пустяк, исполненный художественно, тонко, изящно, со страстью к делу, восхищает меня до бесконечности, и я не могу налюбоваться на него — будь то ваза, дом, колокольня, костёл, ширма, портрет, драма, идиллия. 

Лев Толстой говорит, что нелюбившая и нелюбимая женщина возбуждает в нем жалость, но, право, еще большую жалость возбудит женщина, увлекшаяся страстно до самозабвения, особенно когда ее страсть не будет взаимна. Припоминаю себя: каким я был отвратительным, гадким под игом страсти — гнусное животное. Слава богу, что все это прошло, и вот уже два года, как я совсем спокоен и даже не желаю повторений; а прежде я бы тосковал без этого пьянства, без этой дури.

Источник ➝

Популярное

))}
Loading...
наверх