Free Air — сабвуфер в полку автомобиля
Фриэйр (Free Air) это низкочастотный динамик, который не нуждается в замкнутом объеме — то есть корпусе.
Free— свободный, air – воздух.
Такой сабвуфер обладает быстрым, точным и артикулированным басом с минимальными временными задержками.
В этом материале рассмотрим плюсы минусы и отличительные особенности данных динамиков. Для какой музыки подходит фриэйр и как правильно его устанавливать такой сабвуфер в машину.
Особенности Free Air сабвуфера
Фриэйр сабвуфер может обладать преимуществами в благозвучности даже перед закрытым ящиком. Ему не нужен корпус, как таковой. А еще он может быть одним из лучших решений для седана с возможностью установки в полку.
Из-за отсутствия воздействий сжатого воздуха с обратной стороны такой сабвуфер выдает точный, быстрый, но при этом приятный бас в широком диапазоне звучания.
Он хорошо подходит для инструментальных жанров, рока и подобных направлений. При этом отлично справится и с популярной музыкой и различными хип-хоп, RnB и тому подобными композициями, да и вообще может быть довольно универсальным.
Но, как ни странно, в последнее время популярность его применения падает, да и производители уделяют ему не так много внимания.
Давайте разберем — почему такой хороший и простой, на первый взгляд, вариант не получает широкого распространения.
Но обо всем по порядку.
Принцип работы Free Air
Как правило, производители динамиков проектируют их таким образом, чтобы параметры Тиля-Смолла, которые влияют на звучание при помещении динамиков в определённый объем приходили в оптимальные значения.
Дело в том, что при помещении динамика в закрытый объем, у него поднимается резонансная частота и добротность. Если объем будет слишком мал, сабвуфер будет играть недостаточно низко и будет выдавать гулкий и не приятный бас. А если объем будет слишком велик, то бас будет размазанным и не внятным, при этом динамик может слишком рано выходить на максимальный ход, не реализуя свою мощность.
Основное влияние на характер баса в этом случае оказывает итоговая добротность (еще ее обозначают Qtc), которой динамик будет обладать в своем корпусе. Добротность показывает на сколько быстро динамик останавливается после прекращения подачи на него сигнала. Чем быстрее он это делает, тем эта самая добротность ниже и соответственно наоборот.
При проектировании закрытого ящика обычно стремятся к значению итоговой добротности (Qtc) 0,7 или 0,707 если точно. При таком значении низкие частоты имеют наиболее гладкий спад АЧХ, что благодатно воспринимается на слух. Либо 0,57 — в таком случае звучание характеризуется минимальными временными задержками.
Нужно понимать, что не всегда удастся получить любую нужную добротность в адекватном объеме. Она будет зависеть от изначальных параметров самого динамика.
А то, на сколько низко сможет играть сабвуфер определяет итоговая резонансная частота динамика в корпусе (Fc), так же можно ориентироваться на F3, это частота на которой спад по громкости будет составлять 3 децибела. И чем она будет ниже, тем ниже будет играть сабвуфер.
При установке динамика в определенный замкнутый объем, собственная резонансная частота (FS) и полная добротность (Qts) поднимаются и чем меньше будет объем, тем выше будут эти значения.
Поэтому динамик, который задумывался для применения в закрытом ящике должен обладать такими значениями, чтобы при помещении его в корпус они пришли в желаемые диапазоны.
Вот теперь возвращаемся к фриэйру. Так как никакого объема за динамиком не будет.
Теоретически объем воздуха перестает оказывать влияние на поведение динамика, если превышает эквивалентный объем динамика (Vas) в 3 раза.
Источник
10-дюймовые сабвуферы до 4700 рублей
Даже неловко ещё раз признаваться, что «десятки» мы здесь очень уважаем. Но лишнее признание чувствам не вредит, просто скажу другими словами.
Воздух свободы
TEAC TE-W210 | Lanzar VW-10D | Pioneer TS-W2501S4 | JBL GTO-1014 |Kicker CWS 104 | Precision Power SN.10 | Airtone SWF-1024 | MD.LabSW-B10F | Hertz Energy ES 250.5 | Phoenix Gold SL10d4
Сабвуферы этого калибра дарят нам свободу. Бас они дают так же, как другие, может быть — не всегда так много, но очень часто — «более лучшего». А свобода приходит с ними в виде объёма. Того, который остаётся незанятым, потому что себе «десятки» берут, как правило, немного.
Это были исходные данные, базирующиеся на прошлом (многолетнем, огромном и бесценном) опыте. Но каждый тест приносит какие-нибудь сюрпризы, никогда не обходится. В этот раз оказалось, что свободы участники дают больше обычного. Многие из них пошли по проторенному пути типичных значений. Типично для этого калибра — до 20 л закрытого объёма и процентов на 30 — 40 больше — для ФИ. Всегда находятся передовики, для которых объём ЗЯ в полтора (а бывает и в два) раза меньше. Для них и ФИ получается очень маленьким, беда только в том, что его не удаётся реализовать на практике, фазоинвертор устроен так, что чем меньше объём, тем при той же частоте настройки длиннее требуется тоннель.
Передовиков на этот раз немного, зато неожиданно много тех, кто принёс свободу щедро, от души, по полной. Это — динамики, рассчитанные (или пригодные) для работы в режиме free air, на весь объём багажника. Поэтический перевод free air на русский и стал заголовком этого сочинения.
Пропорция «воздуха свободы» оказалась неожиданной: три (из десяти) сабвуферов — чисто фри-эйрные, позиционируются так изготовителями и самым явным образом ни для какого иного оформления не предназначаются, ещё один раскрыл своё свободолюбие в ходе теста, в дополнение к иным вариантам оформления, тоже вполне реальным.
Другой аспект свободы, предлагаемой участниками именно этого теста, заключается в свободе финансовой. Верхнюю ценовую планку мы поставили достаточно демократичную, но и от неё многие участники предпочли расположиться поодаль, особенно интересные перспективы это создаёт именно для фри-эйрных головок: за невеликие деньги таких можно поставить в полку две, получив отменный басовый агрегат с нулевым «откатом» от объёма багажника. Разумеется, эти возможности ждут главным образом владельцев седанов, но такой тип кузова пока, кажется, в разряд редкостей не угодил. Иным имеет смысл присмотреться к моделям обычного, ящичного разбора, там тоже на всех хватит.
Местами развлекли измерения параметров динамиков, вернее — их сопоставление с цифрами, приведёнными изготовителями. Для большинства участников два набора параметров оказались близкими в той или иной степени, иногда — в степени превосходной, причём производителей, с техникой которых это случается постоянно, мы уже знаем. В некоторых случаях расхождения были заметными, и на «непрогретость» головок списать их нельзя. Во-первых, потому что иногда отклонения были как раз в «мягкую» сторону, а во-вторых, напомним, работе с динамиками предшествует процедура «разминки» динамика без оформления (в голом, так сказать, виде) синусоидальным сигналом на частоте, близкой к резонансной, что гарантирует максимальную амплитуду колебаний диффузора. А во-вторых, как минимум в одном случае в документацию к сабвуферу была чьей-то рукой (почему-то мы уверены, что рука была изящной, с тонким пальцами и свежим маникюром) вписана такая величина эквивалентного объёма, которую существующая реальность породить была не в состоянии. Дисциплинированно смоделировав динамик с наманикюренными параметрами из описания в рекомендованных (в том же описании, но, вероятно, другой руки) оформлениях, мы получили именно то, что должны были — катастрофу. Придя (не в первый раз) на помощь изготовителю, проверили рекомендации с нормальными, полученными путём измерений, параметрами — и всё не просто встало на место, а это место украсило. Ну, мы там по этому поводу прошлись, не сможете не заметить…
Все участники хороши, каждый по-своему. JBL — образец линейности, не требует больших объёмов, ладно скроен и крепко сшит. Его не стыдно установить корзиной наружу — тем более что большая монтажная глубина не очень-то способствует гармоничным пропорциям ЗЯ. Kicker и Phoenix Gold — универсалы особого рода. Для них оптимальные объёмы ЗЯ и ФИ совпали пусть не уникальным, но и не слишком частым образом, а это позволяет выбирать тип оформления буквально на ходу в зависимости от музыкального жанра, басовых потребностей и настроения в текущий момент. Решение такое применяется в некоторых промышленных конструкциях, а особо одарённые товарищи («Один немец» Майк Крюк) даже умудряются снабдить заглушку ФИ сервоприводом (см. №6/2009). По всем показателям — и объективным, и субъективным — «Лидером» становится Airtone. Аудиофильская АЧХ в сверхкомпактном ЗЯ, мощная басовая доминанта в довольно компактном ФИ, и всё это — при музыкальном спектре гармоник.
Звание «Фаворитов» заслужили двое — Hertz и Pioneer. Hertz позволяет получить аудиофильскую АЧХ и в ЗЯ, и в ФИ, хотя и не самого компактного размера. Pioneer отличается не только инновационной конструкцией, но и максимальной универсальностью оформления — от free air до ФИ, причём весьма компактного, всего 19 л.
Источник