Самолет на борту авто

Назад в прошлое: Севморпуть возьмут под охрану допотопные машины

Пернатые экранопланы намереваются вернуть в ВМФ РФ

Среди боевых задач, которые способен решать «Лунь», юбиляр отметил «борьбу против любых надводных сил предполагаемого противника, в том числе и авианосных соединений».

Действительно, это мощная машина с высоким ударным потенциалом, сочетающая в себе достоинства корабля и самолета. «Лунь», спущенный на воду в 1986 году, стал единственным экранопланом проекта 903 из восьми заказанных для ВМФ машин. К его вооружению относятся 6 сверхзвуковых противокорабельных ракет «Москит». Экраноплан развивает скорость в 500 км/ч и способен перемещаться на расстояние в 2000 км. Вес пустого экраноплана — 243 тонны, максимальный взлетный — 380 тонн. Длина — 74 м, высота — 19 м. Размах крыла — 44 метра.

Для того, чтобы поднимать эту махину в воздух использовались 8 турбореактивных двигателей с суммарной тягой в 104 тыс. кгс.

При полете экраноплана на минимальной высоте, от 1 метра до 5 метров, используется эффект динамической воздушной подушки или экранный эффект. Это приводит к существенному повышению подъемной силы за счет повышения давления под крылом. Благодаря этому появляется возможность поднимать в воздух машины, имеющие недостижимый для обычных самолетов вес, с большой полезной нагрузкой в виде топлива и вооружения.

Экранопланы относятся к классу морских судов. И при этом являются амфибийными машинами, способными совершать полет не только над водой, но и над сушей. Разумеется, при условии, что на суше полет происходит над равниной.

К главным достоинствам экранопланов относятся большая масса полезной нагрузки, помноженная на высокую скорость перемещения. Корабли способны брать на борт и большую нагрузку, а самолеты летают быстрее, но первые тихоходны, а вторые не столь грузоподъемны. Так что экраноплан вобрал в себя лучшие качества корабля и самолета.

Но одно качество особо ценно для военных — низкий полет над морем. То есть «Лунь», как и другие ударные экранопланы, летящий на высоте пяти метров над водой, способен подобраться к эсминцу или к крейсеру, а то и к авианосной ударной группе (АУГ) почти на расстояние радиогоризонта. И при этом его не смогут обнаружить корабельные радары ПВО.

Правда, с АУГ несколько сложнее — авианосцы располагают палубными самолетами АВАКС, которым «сверху видно всё».

Но с 80-х-90-х годов малозаметность при низком полете столь крупных машин, которыми являются экранопланы, начала утрачивать свою актуальность. Появились спутниковые группировки, которые круглосуточно проводят мониторинг акватории Мирового океана.

Борьба «Луня» с АУГ к тому же довольно проблематична по причине не столь уж и большого его боевого радиуса — 1000 км. С таким радиусом экраноплану не настичь АУГ, находящуюся в Атлантическом океане, а уж тем более — в Индийском. Вот разве что командование ВМФ США вконец обнаглеет и направит авианосцы к побережью России.

Читайте также:  Хочу открыть авто мойку

При этом низкий полет над морем имеет и существенный недостаток. Любая ошибка в пилотировании машины может обернуться катастрофой. Что доказала практика. Известны несколько случаев, когда на полной скорости экранопланы, чиркнув крылом или хвостом о воду, разламывались. При этом невозможно при сильном волнении поднимать машину за пределы действия воздушной подушки. В этом случае экраноплан становится неуправляемым.

По той же самой причине у экраноплана с размахом крыла в полсотни метров, можно сказать, нулевая маневренность. То есть он имеет многокилометровый радиус виража, потому что крен во избежание касания крылом воды должен быть мизерным.

Тем не менее, экранопланы актуальны и по сегодняшний день, хоть и встречаются в военно-морских силах крайне редко. Так, в Китае по контракту с нижегородским ЦКБ им. Р.Е. Алексеева были воспроизведены две российские машины — «Волга-2» и «Иволга». В Южной Корее был создан экраноплан для коммерческих целей. В США в 90-е и нулевые годы такие работы велись по заказу Пентагона. Проект компании «Боинг» предполагал создание гигантской машины длиной 152 м с размахом крыла 106 м, которая должна была перевозить до 1400 тонн груза. Однако эти работы были заморожены.

Есть шанс, и он немалый, что в России в 2027 году появится опытный образец экраноплана «Орлан». Два года назад вице-премьер Юрий Борисов заявил, что ОКР по этой теме включена в госпрограмму вооружений на 2018−2027 годы.

«Орлан» создается в нижегородском ЦКБ им. Алексеева как ударный экраноплан, оснащенный ракетным вооружением. Машина арктическая, предназначенная для обеспечения судоходства по важнейшей российской водной артерии — Северному морскому пути. Где, как заявил Борисов, не слишком развита оборонительная инфраструктура. Также «Орлан» может быть полезен в арктических льдах, когда в этом регионе начнется нефтедобыча. Собственно, и подготовка к ней может послужить конкурирующим странам, и прежде всего — США, сигналом для начала проведения военных провокаций.

О характеристиках проектируемой машины до сих пор ничего не известно. Но можно предположить, что поскольку она не транспортная, то ее габариты и масса не будут рекордными. К тому же ракеты сейчас существенно скинули вес в сравнении с ПКР «Москит» для «Луня» (4500 кг). «Калибр» весит 1500 кг, а Х-35 «Уран» — 600 кг.

А вот дальность полета «Орлану» требуется значительная, поскольку протяженность Севморпути — 14 тыс. км. Наибольшая дальность для советских экранопланов — 2500 км. Разумеется, проблема решается за счет строительства нескольких машин, а также созданием промежуточных базовых станций для заправки экранопланов топливом.

Полезен будет «Орлан» и при проведении поисково-спасательных мероприятий. В отличие от самолетов и вертолетов он способен садиться на воду или на льды и подбирать терпящих бедствие. Ну, а от кораблей он отличается быстроходностью, что при спасении людей крайне важно.

Однако в связи с необходимостью патрулирования Севморпути необходимо вспомнить о проекте большой степени готовности Таганрогского авиационного научно-технического комплекса им. Бериева. Это экранолет Бе-2500. Он отличается от экранопланов тем, что не только использует динамическую воздушную подушку, но и способен оторваться от нее, поднявшись на несколько километров. А это позволяет повысить топливную эффективность машины, поскольку на высоте значительно меньшее сопротивление воздуха, чем непосредственно у воды.

Читайте также:  Сервисные центры японских авто

Также это позволит существенно повышать на высоте скорость полета. Для экранопланов максимальная скорость — 500 км/ч. При ее превышении происходит отрыв от воздушной подушки.

Так вот, Бе-2500, который имеет массу в 2500 тонн, сможет поднимать в воздух 1000 тонн груза. При этом дальность полета предполагается на уровне до 16 тыс. км. Так что беспосадочный полет из конца в конец Севморпути — это вполне достижимая реальность.

Все это, конечно, прекрасно. Однако в последнее время после каждого выступления Борисова в СМИ почти всегда возникает ряд вопросов. И, прежде всего — сколько будут стоить экранолет или экраноплан? И сколько их потребуется, чтобы защитить Севморпуть на всем его протяжении?

И не повторится ли в результате история с «Лунем»? Лишь одна из восьми этих машин была построена не только потому, что в перестройку резко сократилось финансирование чуть ли ни всех проектов оборонно-промышленного комплекса. После завершения испытаний в 1991 году «Лунь» включили в состав 236-го дивизиона кораблей-экранопланов Каспийской флотилии, а спустя десять лет списали и перевели на хранение, разочаровавшись в ударных возможностях машины.

При этом строились планы перепрофилирования «Луня» в спасательное судно, на борту которого намеревались разместить госпиталь на 150 пострадавших, отделение экстренной помощи и различные спасательные средства. Однако эти намерения так и остались благими.

Источник

«Дети плакали. Кто-то молился». Пассажирка рассказала, что происходило на борту перед аварийной посадкой боинга в Краснодаре

Пассажирка летевшего из Москвы самолета рассказала, что происходило на борту во время рейса 28 марта, который совершил экстренную посадку в Краснодаре

Накануне вечером аэропорт Краснодара получил сигнал от воздушного судна Boeing-737, летевшего из Шереметьево в Краснодар. На борту судна со 149 пассажирами произошло рассогласование механизации — случилась некорректная работа закрылков. Экипаж объявил аварийную посадку, к месту направили службы экстренного реагирования.

Перед посадкой самолет совершил несколько кругов над Краснодаром. В 18:19 он успешно приземлился, никто не пострадал.

Читайте также:

Одна из пассажирок рейса, Мария Алмазова, рассказала о том, что происходило на борту судна во время посадки. По ее словам, еще до вылета все пошло не очень удачно. Пассажиров подвезли к самолету, но не выпустили и направили обратно в аэропорт. В итоге рейс вылетел на час позже.

«Перед приземлением в Краснодаре нам сообщили, что самолет готовится к аварийной посадке на сушу. Сначала мы подумали, что это шутка, но позже информацию подтвердил пилот, дальше самолет около часа кружил около города, скорее всего, чтобы выжечь топливо, бортпроводники готовили нас к аварийной посадке, на лицах людей был страх. Мне тоже было страшно, но не за себя. Всё это время долгого ожидания посадки я думала только о детях, молилась, чтобы они не остались сиротами, чтобы росли с мамой, думала о том, как тяжело будет Диме без меня, как он сейчас стоит в аэропорту и высматривает в небе наш самолет. Я дозвонилась и единственное, что сказала: «Береги детей, я люблю тебя очень». Нам начали дозваниваться родственники и знакомые и спрашивать, что случилось, почему нас нет, говорили, что в аэропорт прибыли пожарные, скорая, МЧС. Это еще больше нагнетало», — написала Алмазова в своем инстаграме.

Читайте также:  Скачать программного обеспечение авто навигатор

Читайте также:

После того как самолет пошел на посадку, пилот и стюардессы стали давать команды «сгруппируйтесь» и «голову на колени». На кадрах, снятых Марией, все пассажиры опустили голову, некоторые накрыли ее руками. На протяжении всей съемки стюардессы хором повторяют инструкции, которые необходимо выполнить пассажирам.

«Дети плакали. Кто-то молился, было реально страшно. Браво пилоту и стюардессам! Спасибо за наши сохраненные жизни», — рассказала пассажирка.

Она отметила, что за этот час многое пришлось переосмыслить, после чего она и ее молодой человек приняли решение узаконить отношения и обвенчаться.

Источник

Полетим на водороде: аэрокар CityHawk размером с крупный SUV возьмёт на борт шестерых

Основанная в 2001 году израильская компания Urban Aeronautics занимается разработкой компактных летательных аппаратов с вертикальным взлётом военного и гражданского назначения. Гражданский называется CityHawk и примечателен тем, что не имеет крыльев и готов устремиться ввысь с обычного парковочного слота.

Летающие автомобили пока так и не стали реальностью, хотя их разработкой сегодня занимаются сотни компаний, в том числе Toyota и Porsche. Подавляющее большинство таких проектов внешне похожи на самолёт или вертолёт, а вот израильский CityHawk всё же отдалённо напоминает обычные земные машины и не имеет выступающих за пределы кузова аэродинамических элементов.

В движение CityHawk приводят два встроенных в кузов ротора (один спереди, один сзади), направление движения меняется за счёт хитроумной систем заслонок, на которую получена масса патентов. CityHawk может смещаться в бок без кренов и выдерживает порывы ветра до 20 м/с. Каждый ротор вращает собственный электромотор мощностью 700 кВт (952 л.с.), электроэнергию для них вырабатывают водородные топливные элементы, поставщиком которых будет американская компания HyPoint — соответствующее соглашение между ней и Urban Aeronautics подписано в прошлом месяце.

Водород хранится на борту в двух баках под давлением 700 бар, одной заправки, которая занимает всего несколько минут, хватит на 160 км полёта, чего для городской среды вполне достаточно. Максимальная горизонтальная скорость полёта — 200 км/ч. Преимущество перед аккумуляторными аэрокарами очевидно — меньше масса и быстрая заправка вместо долгой зарядки. Вместимость — 6 мест (1 пилот и 5 пассажиров), грузоподъёмность — 635 кг, то есть перед нами готовый и весьма привлекательный концепт городского летающего такси.

Рафи Йоэли, основатель и гендиректор Urban Aeronautics, в интервью журналу ISRAEL21c рассказал, что стать пассажиром CityHawk можно будет лишь к концу текущего десятилетия, несмотря на то, что действующий прототип совершил уже более 300 полётов. На сертификацию серийного образца уйдут годы, и пригодные к эксплуатации машины в первую очередь получат аварийно-спасательные службы — с помощью CityHawk они смогут подлететь куда угодно, хоть на крышу дома, хоть в тесный двор. Но в перспективе CityHawk, конечно, будет возить всех желающих в режиме воздушного Uber, причём Йоэли не верит, что подобные машины можно будет оснастить автопилотом, так что живой человек за штурвалом потребуется обязательно.

Источник

Жизненные советы и рекомендации