- Замена несъёмных панелей кузова
- Замена всей панели
- Частичная замена панели
- Высверливание точек контактной сварки и демонтаж панели
- Удаление монтажного клея
- Резка панелей
- Области на кузове, которые нельзя резать
- Подготовка к сварке
- Стыковка новой панели с кузовом и приваривание
- Типы соединений, используемые при частичной замене панелей
- Процесс сварки панелей при частичной замене
- Наиболее эффективные технологии сварки автомобилей
- Сварочные работы для кузова автомобиля
- Какой сваркой варят кузов авто на заводах?
- Как варят машину на СТО: инверторная, холодная сварка
- Как варить машину электродами и полуавтоматом?
- Инверторная сварка
- Сварка углекислотным полуавтоматом
- Заключение
- Виды сварки для ремонта автомобилей
- Электродуговая электродная сварка
- Точечная контактная сварка
- Сварка MIG/MAG
Замена несъёмных панелей кузова
Панели присоединены к структурным элементам кузова одним из следующих способов или их комбинацией:
В этой статье рассмотрим процедуру замены несъёмных панелей кузова, приваренных при помощи контактной сварки. Особенно подробно рассмотрим частичную замену панелей.
Приваренные заводской точечной сваркой панели могут быть заменены целиком новой панелью или частично, отдельным сегментом.
Замена всей панели
Этот метод используется при замене таких панелей, как, например, подкапотная планка (радиаторная панель), передний брызговик, крыша.
Замена панелей производится целиком, как она произведена на заводе. Она приваривается по месту так, чтобы замена была наиболее незаметной.
Существуют оригинальные панели для замены, которые произведены самим автопроизводителем, а также те, что произведены небольшими компаниями. Чаще всего для замены используют панели, взятые с аварийного автомобиля на автомобильной разборке.
Частичная замена панели
Если панель имеет сложную конструкцию, вместо её удаления целиком, вырезается отдельная секция и заменяется новой. Это менее трудоёмко и экономически более целесообразно, чем менять всю деталь. В некоторых случаях, этот способ является единственно приемлемым.
Таким методом можно менять задние крылья, пороги, лонжероны, днище, центральные стойки кузова и передние стойки лобового стекла.
В инструкциях по ремонту к конкретной модели автомобиля обычно показаны места, где лучше срезать панель, а также места и количество точек контактной сварки.
Заменяемый сегмент лучше использовать там, где нет усилений с обратной стороны и длина сварного шва должна быть минимальной.
Удалять старую повреждённую панель нужно, когда нарушенные геометрические параметры кузова исправлены. То есть, необходимое вытягивание деформаций должно происходить со старой панелью.
Обычно заводская панель для замены, либо взятая на разборке имеет запас, для того, чтобы её можно было обрезать по месту.
Можно изготавливать части панелей самому. Можно изготавливать, как отдельные заплатки для замены ржавой части, так и части с более сложными формами, иногда изготавливая часть панели, состоящую из нескольких самостоятельно вырезанных и сваренных частей.
Если изготавливаете часть панели самостоятельно, то используйте такой же тип металла, такой же толщины, что и оригинальная панель. Вырежьте повреждённый сегмент панели и используйте его как шаблон, чтобы сделать новый такой же сегмент.
Обычно новый сегмент делается большего размера, чем вырезанный, чтобы можно было сделать соединение внахлёст. Это создаёт прочное соединение в месте, где будет сварочный шов.
Высверливание точек контактной сварки и демонтаж панели
Лучше удалить краску (или другое покрытие) с кромок, чтобы было легче найти расположение точек заводской контактной сварки (см. фото).
После нахождения, точки контактной сварки нужно высверлить при помощи специальной фрезы или сверла.
Нужно стараться не просверлить нижележащую панель. Точки необходимо высверливать аккуратно и точно, чтобы не получались слишком большие отверстия. Для этого нужно предварительно отмечать центр точки, делая небольшое углубление керном. Более подробно о высверливании точечной сварки можете прочитать здесь.
После высверливания точек сварки, просуньте зубило между панелями и разделите.
Удаление монтажного клея
Некоторые автомобильные производители используют монтажный клей вдоль некоторых швов, к примеру вокруг колёсных арок. Клей добавляет прочности и жёсткости и улучшает антикоррозионную защиту.
Чтобы разъединить приклеенные части может потребоваться нагрев феном. В зависимости от структуры соединения, можно применять также зубило или струну (в случае с приклеенной крышей).
Резка панелей
Резка производится в месте, рекомендованном производителем в руководстве по ремонту, но можно выбрать и другое место.
Резку по размеру можно осуществить двумя способами. Предварительно разметить новую панель и по ней отметить линию среза остатков старой панели или сделать срез по месту.
Чтобы выполнить метод среза с помощью разметки:
Таким образом, соединение новой панели и остатка удалённой панели будут совпадать или почти совпадать. Для точной стыковки и получения минимального зазора для сварочного шва, можно подрезать или немного подшлифовать край новой панели.
Чтобы выполнить метод среза по месту :
Области на кузове, которые нельзя резать
Подготовка к сварке
После удаления повреждённой панели нужно подготовить кузов к установке новой панели. Чтобы это сделать, следуйте следующим шагам:
Стыковка новой панели с кузовом и приваривание
Стыковка новой панели с остатками старой на кузове является очень важным этапом. Неровно приваренная панель кузова повлияет на внешний вид и функциональность кузова.
Для фиксации новой панели на месте можно использовать специальные зажимы. Они имеют U‑образную форму для более удобного доступа зажимов к кромкам и их фиксации во время сварки.
Можно также использовать саморезы для фиксации новой панели на месте в процессе сварки. Иногда их удобно использовать в местах, где трудно или не возможно установить зажим. После приваривания панели, саморезы нужно выкрутить и заварить оставшиеся от них отверстия.
Перед привариванием необходимо проверить все зазоры между новой и прилегающими панелями. Новая панель должна находиться на одной плоскости с соседей панелью, а также необходимо удостовериться, что все канты (рёбра жёсткости) новой и соседних панелей находятся на одной высоте и составляют одну линию.
Примерку и приваривание новой панели следует производить в транспортном состоянии (когда машина стоит на колёсах, без домкратов). Это исключит перекосы кузова.
Сварка производится через отверстия, оставшиеся от высверливания (в случае с панелью, взятой с разборки). На новых заводских панелях требуется проделать отверстия для приваривания их полуавтоматом, либо использовать аппарат контактной сварки. Типы соединений и процесс сварки при частичной замене мы рассмотрим в этой статье ниже.
Типы соединений, используемые при частичной замене панелей
В основном, при частичной замене панелей кузова применяется четыре типа соединений:
Тип применяемого соединения зависит от рекомендаций производителя, расположения лини среза, типа и конфигурации панели.
Соединение встык
Стыковые соединения со вставкой или без неё обычно применяются на закрытых секциях, таких как стойки кузова, пороги и лонжероны, а также на лицевых панелях.
Соединение встык со смещением (ступенчатое)
Стыковые соединения со смещением рекомендуется применять на стойках кузова, передних лонжеронах.
Смысл в том, что новая и старая части закрытой секции обрезаются на разных уровнях и вместе образуют одну прочную конструкцию (см. рисунок).
Соединение встык со вставкой
Соединение «встык со вставкой» используется, в основном, в закрытых секциях, таких, как передние лонжероны, пороги, стойки кузова.
Вставки – это небольшие части металла, которые остаются внутри секций. Вставки помогают ровно состыковать соединение, облегчают процесс сваривания и могут усиливать соединение. Вставка должна быть из металла той же толщины. Желательно от такой же детали. Отрезается сегмент длинной 5–10 см такой же формы (профиля) и приваривается с обратной стороны. При сварке со вставкой, для хорошего проникновения, зазор должен быть в 3 раза больше толщины привариваемого листового металла (обычно 3 мм).
Вставка также помогает немного рассеивать излишнее тепло при сварке соединения и уменьшает тепловую деформацию металла.
При использовании вставки можно просверлить отверстия на краях лицевой части и через них дополнительно приварить вставку. Такой приём часто применяется при соединении структурных элементов.
Соединение внахлёст
Соединение внахлёст рекомендуется для задних лонжеронов, при замене пола багажника, днища автомобиля и центральной стойки, а также в тех случая, когда шов получается длинный и не практично применять соединение встык.
Нахлёст обычно делается в 2–3 см. Для лучшего прилегания можно просверлить отверстия с края лицевой стороны и через них проварить металл, располагающийся с обратной стороны.
После стыковки и приварки промежуточных точек, соединение проваривается полностью герметичным швом.
Процесс сварки панелей при частичной замене
В процессе сваривания панелей при частичной замене, может возникнуть проблема тепловой деформации металла. Особенно это актуально, при частичной замене заднего крыла. Чтобы этого избежать, применяется следующий алгоритм сварки.
Первую точку нужно сделать по середине соединения, две следующие с двух сторон от первой, с интервалом 2.5 см и так до границ соединения. Следующие точки можно приварить в таком же порядке, между первыми. Оставшиеся промежутки можно проваривать непрерывным швом, попеременно то с одной, то с другой стороны. Таким образом, перегрев и деформация металла будут исключены. Главный смысл в том, что чем тоньше металл, тем меньше должны быть непрерывные проходы сваривания.
Источник
Наиболее эффективные технологии сварки автомобилей
Для выполнения сварных работ можно обратиться на СТО или справиться с этой задачей своими силами, если удастся раздобыть сварочный аппарат и необходимые для него расходные материалы.
Сварочные работы для кузова автомобиля
Ни один производитель не может предложить своим покупателям автомобиль с цельнолитым кузовом. На заводах по производству авто изготовляются отдельные жестяные детали, которые впоследствии соединяют в единую конструкцию путем сварки.
Крупные бренды обзаводятся для этого автоматизированными сборочными линиями и узкоспециализированными роботами.
[box type=”warning”]Отметим! Технология выполнения сварных работ при сборке транспортных средств отличается от той, что применяется на производствах разного рода металлоконструкций.[/box]
Типичный метод выполнения сварных соединений на металле не подходит для сварки автомобилей, так как имеет ряд минусов.
Автозаводы и СТО применяют иные технологии при сборке авто, способные при необходимости устранить дефект на его кузове, отреставрировать поврежденную деталь транспортного средства:
Какой сваркой варят кузов авто на заводах?
Автозаводы применяют преимущественно точечную сварку кузовов транспортных средств, позволяющую достичь следующих целей:
Суть технологии заключается в следующем:
Особенностью технологии считается тот факт, что в процессе сварки не происходит образования сварного шва, не теряется геометрия деталей, но появляется возможность для пружинной деформации.
Все это, в целом, повышает эксплуатационный период конструкции, а также снижает негативное влияние внешних факторов на нее в дальнейшем.
Стоит заметить, что данный тип сварных операций не подразумевает герметичность соединений, но этот минус можно устранить путем нанесения специального герметика на контактирующие участки деталей.
После проведения сварных работ кузов авто окрашивают полностью, что повышает прочность швов и придает конструкции эстетический вид. Также на автозаводах активно применяется лазерная сварка кузова автомобиля, при которой термическую, электрическую или химическую энергию преобразуют в лазерный луч.
Технология полностью автоматизирована, но сопровождается высокой энергопотерей, что позволяет создавать высококачественные сварные швы, стойкие к разному воздействию извне. Выполнить сварку кузова автомобиля своими руками без большого опыта в подобных вопросах может быть затруднительно.
Как варят машину на СТО: инверторная, холодная сварка
Станции технического обслуживания транспортных средств, где применяются аналогичные заводским технологии сварки, в последние годы встречаются все реже.
Проблематика вопроса заключается в том, что точечная сварка требует не только соответствующего оборудования, но и применения большого числа разнообразных сопутствующих материалов.
По этой причине, при выполнении сварочных работ автомобилей, в автосервисе предпочтение отдают иным методам соединения металлических элементов. Так, своевременно устранить коррозийные повреждения, заменить сгнившие детали поможет инверторная сварка.
Таким оборудованием можно варить металл даже в труднодоступных местах транспортного средства, так как агрегат отличается компактными размерами и легким весом.
Инвертор имеет специфический принцип подачи напряжения на электрод, что обеспечивает минимальное разбрызгивание, возможность получить качественный сварной шов.
Однако при выполнении инверторной сварки с помощью электродов без большого опыта могут получаться неаккуратные швы, поэтому такой ремонт лучше выполнять для багажника или крыльев машины.
Если соединять необходимо тонкие детали из специальных сплавов, варить авто по обычной технологии нельзя.
[box type=”info”]В некоторых случаях применение электродов приведет к деформации и даже возгоранию материала, поэтому на автозаводах используется еще одна технология выполнения сварных работ – холодная сварка: для глушителя, бензобака, двигателя и других деталей авто из тонкого металла.[/box]
Она представляет собой особый клей на основе эпоксидной смолы, позволяющий без традиционной сварки заделать отверстия, придать швам прочность, соединить несколько металлических частей воедино. Приобрести подобные средства можно в автомагазинах.
На заметку! Хороший тон фирменных СТО – передача клиентам исправных и чистых транспортных средств. По этой причине завершающим этапом перед передачей автомобиля владельцу является мойка его кузова и чистка салона.
Как варить машину электродами и полуавтоматом?
Сварка полуавтоматом со сварным электродом считается наиболее приемлемым видом оборудования, актуальным для ремонта ТС.
Проведение сварочных работ на грузовом или легковом автомобиле с помощью полуавтомата позволяет без дополнительных трудностей достать любой уголок авто для создания сварного шва. Это не требует глубоких знаний в области сварки и опыта в выполнении таких работ.
Таблица характеристик проволоки для сварки.
Сварочный полуавтомат в техническом плане устроен довольно просто: в его работе применяется тот же преобразователь тока, что и в остальных типах подобного оборудования, специфическими являются только актуальные расходные материалы.
Сварка полуавтоматическим агрегатом выполняется при использовании сварочной проволоки с диаметром 0,2-2мм, а также углекислого газа.
Зачастую проволока имеет медное покрытие, обеспечивающее хороший электрический контакт. А углекислота необходима для предотвращения процессов окисления, поскольку не позволяет расплавленному металлу контактировать с кислородом.
Так как в процессе сварки машины применяется углекислый газ в баллоне, полуавтомат требует и наличия редуктора для снижения давления. Оптимальное значение можно получить только при условии правильной настройки такого аппарата.
[box type=”info”]На заметку! Полуавтомат для сварки авто на СТО позволяет отредактировать и силу тока, и скорость подачи сварной проволоки. Поэтому можно добиться точной настройки агрегата, что в свою очередь позволит создавать почти незаметные глазу, но очень прочные сварные швы на поверхности кузова автотранспортного средства.[/box]
Иногда работники СТО или частные владельцы вместо углекислого газа применяют особую сварную проволоку, которая хоть и не имеет медного покрытия, но содержит внутри специальный флюс.
[box type=”warning”]Порошок позволяет осуществлять сварку выхлопной системы, кузова авто без подачи газа. Применить при таких условиях стандартную проволоку нельзя, потому что она сгорит без газа.[/box]
Отдельно стоит отметить сварные работы по устранению дефектов на глушителе авто. Выполнить данную задачу с помощью электросварки сможет только опытный мастер и только путем точечной сварки без движения электорода.
Неопытному мастеру лучше выполнять сварку глушителей автомобиля инвертором. А если в скором времени планируется заменить эту часть авто, то на некоторое время хватит и более экономичной холодной сварки.
Инверторная сварка
В последние годы все чаще при необходимости выполнить сварочные работы для кузова применяется инвертор.
Это усовершенствованный технологически, компактный и легкий сварочный аппарат, работающий на современных компонентах и с особенным методом преобразования тока. Он отличается низкой чувствительностью к пониженному напряжению питания и обеспечивает легкое разжигание дуги.
Электрическая схема аппарата контактной сварки.
Для неопытного сварщика сварочный аппарат инверторного типа – настоящая находка. Инвертор действительно стоит выбрать для ремонта автомобиля в бытовых условиях, ведь не справится с таким аппаратом разве что ребенок.
А примененные в работе электроды ничем не отличаются от расходных материалов при стандартной сварке. Но справедливости ради добавим: при всей простате инверторной сварки ее результаты редко отличаются высочайшим качеством.
Зачастую швы получаются толстыми и недостаточно ровными, из-за неравномерного нагрева металла появляются деформации, даже если держать и управлять прибором мастерски.
По этой причине инвертором варят незаметные глазу места на кузове авто: поверхности в багажнике авто, под крыльями и т.п. Для работы потребуется настроить ток в зависимости от толщины деталей и материала, выбрать электрод и подключить клемму массы к рабочей поверхности.
Сварка углекислотным полуавтоматом
Углекислотный полуавтомат считается одним из наиболее доступных и универсальных сварных инструментов для работы с металлом, толщиной 0,8-6 мм.
Он позволяет создавать термоустойчивые соединения наилучшего качества и применяется с целью выполнения таких работ:
Такая сварка работает по следующему принципу: двуокись углерода подается под давлением в зону выполнения сварных операций, что приводит к вытеснению воздушной смеси и обеспечивают металлу защиту от окисления. Кромки из металла плавятся, поэтому детали прочно скрепляются в единое целое.
Огромное преимущество углекислотного автомата заключается в том, что им можно варить абсолютно любой метал, но для этого в отдельных случаях может потребоваться замена двуокиси углерода на аргон. Поэтому агрегат подходит не только для ремонта рамы кузова, но и иных деталей грузовых и легковых авто.
Схема точечной сварки элементов кузова авто.
К примеру, применяется полуавтоматическая сварка для глушителя из тонкого металла. Чтобы обеспечить шву прочность важно наносить стежки длиной 2 см с шагом в 5 см. Такой сварочный аппарат выбирают для ремонта двигателя, но в сочетании с аргоном.
Для начала готовят подлежащие сварке участки авто: их полностью очищают от краски, ржавчины, загрязнения и пыли. После этого готовят само сварочное оборудование, проверяя нагрузочную способность сети.
Агрегат заряжают проволокой, сняв газовое сопло сварочной горелки, отвинтив ключом ее наконечник из меди, отведя прижимной ролик с проволокой и выставив актуальную полярность.
При наличии флюсовой проволоки на зажим нужно установить плюс, а на горелке ‒ минус. Если же применяется обычная проволока, то ‒ наоборот.
Далее конец электрода следует завести на 10-20 см в подающий канал и подвести прижимной ролик для предотвращения его осыпания, чтобы он попал в ложбинку ведущего ролика.
Оборудование включают в сеть и нажимают клавишу для подачи газа, сварной проволоки, тока. На самой проволоке важно одеть, а после закрутить наконечник из меди и установить газовое сопло.
Заключение
Многие автовладельцы задаются вопросом, какой сваркой лучше варить кузов. Специалисты при выполнении реставрационных работ для кузова рекомендуют следующее. Ремонт кузова на видных местах осуществляйте полуавтоматом с электродом.
Если повреждения находятся в скрытых от глаз частях машины, воспользуйтесь инвертором. А реставрацию глушителя своими руками лучше выполнять холодной сваркой.
Источник
Виды сварки для ремонта автомобилей
Серьезный кузовной ремонт невозможен без применения сварки. Благодаря этой операции можно восстановить поврежденные детали кузова авто, осуществить соединение отдельных элементов. Однако электродная точечная или аргонодуговая сварка имеет свои особенности, главная из которых – необходимость работы с тонким металлом. Какие способы ремонта кузова используют сегодня?
Электродуговая электродная сварка
Достаточно устаревший метод соединения кузовных панелей, когда-то использовавшийся не только при ремонте, но и в производстве. Такая сварка проводилась с помощью тонких электродов, при этом качество работ получалось невысоким. Одна из серьезных проблем — перегрев тонкого металла, а в ряде случаев и его сквозной прожиг. Сегодня сваривание кузовных деталей с помощью электродов практикуется довольно редко.
Точечная контактная сварка
Данный метод подразумевает сильное прижатие электродов рабочего устройства к кузову авто с одновременным нагревом, который происходит в очень короткий временной промежуток. В итоге металл соединяемых элементов плавится в одной точке и происходит их соединение. Преимущества точечной сварки:
Производители предлагают аппараты, не требующие прижимания обеих соединяемых деталей. Силу необходимо прилагать к одному элементу: второй прикасается к первому и подсоединяется к массе аппарата. Его удобно использовать при невозможности доступа к обратной стороне одной из деталей.
Но у точечной сварки есть и минус: незащищенность от коррозии областей сварки. Решить проблему можно путем применения специального грунта (в его составе есть цинк, проводящий электричество), который наносится между соединяемыми панелями. После того, как детали будут соединены, защитой места сварки «займутся» ионы Zn.
Сварка MIG/MAG
Наиболее популярный метод соединения кузовных элементов. Представляет собой соединение деталей посредством плавящегося электрода, роль которого играет алюминиевая проволока, намотанная на барабан. В рабочую зону она подается автоматически, достаточно запустить горелку и нажать на ее рукоятку. Одновременно подается инертный газ аргон, обдувающий ванночку и предотвращающий окисление места сварки. Многим не нравится такой полуавтомат из-за его громоздкости: действительно, сам аппарат, баллон и барабан с проволокой снижают мобильность системы. Но аргонодуговая сварка имеет свои плюсы:
Сваривание аппаратами MAG подразумевает использование в качестве защиты сварной зоны углекислого газа. Принцип работы здесь такой же, что и в системе MIG, вся разница в том, что в баллон закачивается не аргон, а более дешевый химический элемент. Данный способ отличается простотой, но есть ограничения: аппаратами MAG можно сваривать низколегированные и легированные стали.
В заключение стоит отметить, что профессиональные сварочные аппараты способны работать в обоих режимах: MIG и MAG, то есть возможна аргонодуговая сварка и углекислотная. Подобные устройства являются многофункциональными: в них можно в широком диапазоне регулировать ток, использовать расходный материал – проволоку – любого диаметра (обычно 0,5-4 мм), что важно при сваривании деталей разной толщины.
Источник