Толкование нормы по объему

Толкование по объему

На основании результатов всестороннего анализа правовой нормы интерпретатор решает, понимать ли ему текстуальное выражение нормы буквально, сузить или расширить то содержание, которое содержится в тексте нормы. Соответственно, различают буквальное, распространительное и ограничительное толкование.

Буквальное (адекватное) толкование предполагает полное соответствие текстуального выражения правовой нормы и ее смысла. Это наиболее оптимальный вариант результата уяснения смысла правовой нормы. В данном случае говорят о совпадении духа (смысла) и буквы (текстуальной формы) закона. В случае же противоречий между духом и буквой закона следует отдавать безоговорочное предпочтение применению буквы (текста) закона.

Сказанное, однако, не отрицает и иного результата толкования правовых норм. При распространительном (расширительном) толковании действительный смысл и содержание правовой нормы шире, чем ее словесное выражение. В данном случае законодатель оставляет за субъектом правоприменения возможность самостоятельно расширять содержание закрепленной текстом нормы предписания. К нормам, предполагающим расширительное толкование, относятся текстуальные конструкции, содержащие слова «другие», «и так далее», «прочие», «иные» (т. е. закрепляющие открытый перечень содержательных элементов).

Норма, закрепляющая перечень обстоятельств, смягчающих уголовную ответственность (ч. 1 ст. 61 УК РФ), определяет, что «при назначении наказания могут учитываться в качестве смягчающих и обстоятельства, не предусмотренные частью первой настоящей статьи». В приведенном примере в качестве субъекта, наделенного правомочием расширительного толкования, будет выступать судья, рассматривающий соответствующее дело.

Ограничительное толкование считается применимым в том случае, когда действительный смысл нормы права уже, чем ее текстуальное содержание.

Часть 1 ст. 59 Конституции РФ определяет, что «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации». Если приведенный текст толковать буквально, то получается, что любой гражданин России должен защищать свою страну. Однако наряду с лицами, чья дееспособность позволяет им эту обязанность реализовать, гражданами являются и те, кто в силу частичной или ограниченной дееспособности (дети, пожилые, инвалиды, осужденные, отбывающие наказание в местах лишения свободы, и т. п.) этого сделать не смогут. Соответственно, текст названной статьи подлежит ограничительному толкованию.

Источник

Виды толкования норм права по объёму

Как известно, результатом толкования применяемой нормы права служат полная ее ясность и точность, отсутствие двойного смысла. Если говорить более точно, то между «духом» и «буквой» закона не должно быть расхождений, т. е. между смыслом нормы и словесным ее выражением не должно быть различий.

В зависимости от результатов толкования различают 3 его вида:

1) буквальное (адекватное);

2) расширительное, или распространительное;

3) ограничительное.

2) В отдельных случаях может возникнуть некоторое несоответствие между действительным содержанием нормы и ее оформлением, заключающееся в том, что словесная формулировка бывает уже или шире, чем та мысль, которую законодатель вложил в нее. В таких случаях говорят о расширительном или ограничительном толковании.
Расширительное толкование нормы права, иногда его называют распространительным, имеет место тогда, когда словесное выражение нормы уже ее действительного смысла, т. е. «дух» закона шире его «буквы». Например, в Конституции РФ закреплено: «Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону» (ч. 1 ст. 120). В действительности имеются в виду не только законы, принятые представительными законодательными органами власти, но и подзаконные акты.
Расширительное (распространительное) толкование — это несоответствие текстового выражения нормы и ее смысла, когда действительное содержание нормы оказывается шире буквальной ее формулы.
Так, в ст. 19 Конституции РФ говорится о том, что «все равны перед законом и судом». Однако здесь слово «закон» толкуется расширительно, поскольку помимо законов есть и другие нормативные акты (указы Президента, постановления Правительства и др.).
Аналогично обстоит дело с содержанием ст. 4 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, где, в частности, указывается, что «сотрудник органов внутренних дел в своей служебной деятельности руководствуется требованиями законов». Помимо законов действует достаточно большое количество подзаконных правовых актов, регламентирующих различные аспекты деятельности полиции.
Еще пример. Норма, регламентирующая обстоятельства, смягчающие уголовную ответственность (ст. 61 УК РФ), предусматривает возможность учесть в качестве смягчающего любое обстоятельство, не зафиксированное в тексте статьи.

В целом все нормы, содержащие слова «другие», «и т. д.», «иные», «прочие» (т.е. формулирующие открытый перечень), предполагают расширительное толкование.
Недопустимо распространительное толкование:

· исчерпывающих, законченных перечней (обстоятельств, субъектов и т.д.);

· положений, составляющих исключение из общего правила.

3) Ограничительное толкование применяется в случаях, когда словесное (текстуальное) выражение нормы шире содержательного ее смысла. Например, перечисленные в Уголовном кодексе обстоятельства, отягчающие наказание, всегда толкуются ограничительно или буквально, но никогда не могут толковаться расширительно (ст. 63). А обстоятельства, смягчающие наказание, подлежат расширительному толкованию, поскольку в ст. 61 УК РФ указывается, что при назначении наказания могут учитываться в качестве смягчающих обстоятельств и другие, не предусмотренные данной статьей.
Ограничительное толкование — это несоответствие текстового выражения нормы и ее смысла, когда действительное содержание нормы оказывается уже буквальной ее формулы.
Так, ст. 167 УК РФ, предусматривающая ответственность за умышленное уничтожение или повреждение имущества, толкуется ограничительно, поскольку она не охватывает случаи, указанные в специальной норме — ст. 346 (умышленное уничтожение или повреждение военного имущества).
Другой пример. В ч. 1 ст. 32 Конституции РФ предусмотрено, что «граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей». Очевидность смысла того, что термином «граждане» в данном случае обозначаются лишь взрослые, дееспособные люди, а не дети и психически и умственно больные взрослые, позволила законодателю избежать конкретизации рассматриваемого положения и используемого термина. Здесь имеет место случай, когда буква закона гораздо шире его смысла и когда требуется его ограничительное толкование.

Следует отметить, что недопустимо ограничительное толкование незаконченных перечней.

Не подлежат распространительному или ограничительному толкованию термины, определенные легальной дефиницией, если такое толкование выходит за ее рамки.

Расширительное и ограничительное толкование относятся к исключительным видам; как правило, используется буквальное толкование. Обычно считается, что не могут расширительно толковаться нормы, устанавливающие какие-либо ограничения или более строгую ответственность, а также санкции норм права. Если же в тексте нормы использованы такие обороты, как «и другие» условия или обстоятельства, «иные», «и так далее», то они предполагают расширительное толкование.

Толкование нормы права и нормативных правовых актов тесно связано с их конкретизацией. Конкретизация нормативных предписаний чаще всего осуществляется в процессе подзаконного правотворчества. Но нормы права могут конкретизироваться и при их толковании. Это характерно, например, для решений Конституционного Суда РФ. В своих решениях и при толковании конституционных норм он конкретизировал конституционные положения о трехкратном представлении Президентом РФ в Государственную Думу кандидатуры на пост Председателя Правительства РФ, о подсчете голосов при голосовании федеральных законов в Государственной Думе и Совете Федерации. Конкретизация, безусловно, вносит нечто новое в содержание правового установления, поэтому конкретизацию норм могут осуществлять только субъекты толкования, обладающие соответствующими полномочиями.

Источник

Толкование по объему

Результат толкования правовых норм оценивается с точки зрения его объёма.

В данном случае объем – это соотношение содержания истолкованной нормы с первоначальным текстом нормы (или смыслом). По объему толкование бывает:

Буквальным является такое толкование, при котором установленное в результате толкования содержание нормы права совпадает со смыслом текста правовой нормы при её простом прочтении (то есть совпадают «дух» и «буква» закона либо иного акта).

При ограничительном толковании смысл нормы понимается несколько уже, чем это прямо выражено в буквальной формулировке нормы.

— согласно п.3 ст.38 Конституции РФ «трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботится о своих нетрудоспособных родителях». В результате толкования выясняется, что такая обязанность не возлагается на детей, которые сами являются не трудоспособными;

— в соответствии со ст. 150 УК РФ подлежат уголовной ответственности лица, вовлекающие несовершеннолетних в совершение преступления. Как известно, уголовная ответственность наступает с 16 лет, а по отдельным видам преступлений – с 14 лет. Однако в данном случае к ответственности могут привлекаться только лица, достигшие 18-летнего возраста.

Таким образом, эта норма подлежит толкованию ограничительному.

При расширительном толковании действительный смысл нормы права оказывается шире её непосредственного текстуального выражения (выходит за рамки её текстуальной формы).

Примером расширительного толкования может служить статья 120 Конституции РФ, согласно которой «судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону». По буквальному содержанию этой статьи они не подчиняются подзаконным нормативно-правовым актам. Но ее надо толковать шире: судьи подчиняются всей системе нормативно-правовых актов, действующих в государстве.

Читайте также:  Стихи маме перед сном

Осуществлять ограничительное или распространительное толкование можно только в случае установления несоответствия между действительным содержанием нормы права и ее текстом. Если данное несоответствие отсутствует, то указанное толкование будет нарушением законности. И ограничительное, и расширительное толкование должно быть аргументировано и основано на доказательствах.

Любые лица, органы, предприятия и учреждения могут заниматься толкованием права. Однако обязательность данного толкования для правоприменительной практики, его юридическое значение зависит от статуса субъекта толкования.

По субъектам толкование может быть:

Официальное толкование является обязательным для других субъектов. Оно дается органами, уполномоченными государством.

Официальное толкование подразделяется на:

Аутентическое толкование дает орган, издавший данный нормативный акт (например: парламент, принявший закон).

Дополнительных полномочий на осуществление аутентического толкования не требуется, так как подразумевается, что орган, обладающий правомочием принимать нормативный акт, правомочен и его толковать.

Делегированное толкование осуществляется органом, не принимавшим данный нормативный акт, если закон наделяет его правом подобного толкования.

И аутентическое, и делегированное толкование может быть казуальным и нормативным.

Казуальное толкование осуществляется применительно к отдельному случаю (казусу) или делу. При этом данное толкование обязательно только для данного случая или дела.

Казуальное толкование имеет двоякое значение:

— интерпретируется и уточняется конкретное дело;

— данное истолкованное дело не влечет юридических последствий для сходных дел, однако служит примером для других инстанций, осуществляющих казуальное толкование.

Пример подобного казуального толкования – постановления Пленума Верховного Суда РФ по конкретным делам. Данные дела также называются прецедентами, однако они не имеют обязательного значения, как и в странах англосаксонской правовой семьи.

Данные разъяснения (либо иные формы нормативного толкования) не могут считаться самостоятельными источниками права (например, быть положенными в основу приговора), однако они способствуют правильному пониманию других источников. В юридической литературе встречается определение результатов нормативного толкования как квазиисточников права.

Неофициальное толкование дают любые субъекты, однако данное толкование не является обязательным для иных субъектов. При правоприменении значение результатов неофициального толкования в том, что они помогают лучше понять толкуемый материал, основываются на профессионализме и авторитете толкователей. Примерами данного толкования являются комментарии к Гражданскому, Уголовному, иным кодексам, законам, выпускаемые научно-исследовательскими учреждениями Обычно субъектами неофициального толкования являются научные учреждения, ученые, специалисты, юрисконсульты, адвокаты и т. д.

Важной разновидностью неофициального толкования служит доктринальное толкование. Оно осуществляется юристами в их статьях, книгах и иных трудах.

Доктринальное толкование нельзя противопоставлять официальному, однако в странах англосаксонской правовой семьи доктрина приравнивается к источнику права.

Источник

21.4 Толкование норм права по объему

Толкование норм права по объему

Как известно, результатом толкования применяемой нормы права служат полная ее ясность и точность, отсутствие двойного смысла. Если говорить более точно, то между «духом» и «буквой» закона не должно быть расхождений, т. е. между смыслом нормы и словесным ее выражением не должно быть различий.

В зависимости от результатов толкования различают три его вида: буквальное (адекватное), расширительное, или распространительное, ограничительное.

Чаще всего воля законодателя уясняется в точном смысле с текстом нормы. Иными словами, словесное выражение нормы и ее действительный смысл должны совпадать. Тогда говорят: «дух» и «буква» закона не расходятся, совпадают.

Расширительное толкование нормы права, иногда его называют распространительным, имеет место тогда, когда словесное выражение нормы у?же ее действительного смысла, т. е. «дух» закона шире его «буквы». Например, в Конституции РФ закреплено: «Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону» (ч. 1 ст. 120). В действительности имеются в виду не только законы, принятые представительными законодательными органами власти, но и подзаконные акты.

Ограничительное толкование применяется в случаях, когда словесное (текстуальное) выражение нормы шире содержательного ее смысла. Например, перечисленные в Уголовном кодексе обстоятельства, отягчающие наказание, всегда толкуются ограничительно или буквально, но никогда не могут толковаться расширительно (ст. 63). А обстоятельства, смягчающие наказание, подлежат расширительному толкованию, поскольку в ст. 61 УК РФ указывается, что при назначении наказания могут учитываться в качестве смягчающих обстоятельств и другие, не предусмотренные данной статьей.

Расширительное и ограничительное толкование относятся к исключительным видам; как правило, используется буквальное толкование. Обычно считается, что не могут расширительно толковаться нормы, устанавливающие какие-либо ограничения или более строгую ответственность, а также санкции норм права. Если же в тексте нормы использованы такие обороты, как «и другие» условия или обстоятельства, «иные», «и так далее», то они предполагают расширительное толкование.

Толкование нормы права и нормативных правовых актов тесно связано с их конкретизацией. Конкретизация нормативных предписаний чаще всего осуществляется в процессе подзаконного правотворчества. Но нормы права могут конкретизироваться и при их толковании. Это характерно, например, для решений Конституционного Суда РФ. В своих решениях и при толковании конституционных норм он конкретизировал конституционные положения о трехкратном представлении Президентом РФ в Государственную Думу кандидатуры на пост Председателя Правительства РФ, о подсчете голосов при голосовании федеральных законов в Государственной Думе и Совете Федерации. Конкретизация, безусловно, вносит нечто новое в содержание правового установления, поэтому конкретизацию норм могут осуществлять только субъекты толкования, обладающие соответствующими полномочиями.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Глава 12. Толкование норм права

Глава 12. Толкование норм права Разработка новых юридических предписаний, их реализация невозможны без толкования.В процессе толкования устанавливаются смысл нормы права, ее основная цель и социальная направленность, возможные последствия действия толкуемого акта,

§ 12.3 Результаты толкования (толкование норм права по объему)

§ 12.3 Результаты толкования (толкование норм права по объему) На основании результатов текстуального анализа в совокупности с другими приемами толкования интерпретатор делает вывод: понимать ли словесное выражение нормы буквально либо сузить или расширить то

18. Толкование права

18. Толкование права Толкование – это уяснение и разъяснение значения и содержания нормативно-правовых актов.Цель толкования – единообразное понимание и применение правовых норм.В результате толкования права происходит уяснение, познание смысла нормы права и

§ 1. Толкование закона и права (Вместо предисловия)

§ 1. Толкование закона и права (Вместо предисловия) Евгений Никандрович Тонков, e.tonkov@mail.ruСловарь русского языка предлагает четыре значения слова «толкование»: 1) действие по глаголу «толковать» в значении определять смысл, значение чего-либо, понимать и объяснять что-либо

12 СХОЛАСТИЧЕСКОЕ ТОЛКОВАНИЕ ПОЛИТИКИ И ПРАВА

12 СХОЛАСТИЧЕСКОЕ ТОЛКОВАНИЕ ПОЛИТИКИ И ПРАВА Фома Аквинский (1226–1274) – средневековый философ и богослов. Его основные работы «Сумма теологии», «О правлении государей». Фома Аквинский – выдающаяся фигура средневековой политико-правовой мысли. Он уделяет особое место

12. Толкование норм о договорах

12. Толкование норм о договорах Законы и другие правовые нормы, определяющие порядок заключения договора, границы его содержания и последующую динамику, принимает государство. А применяют правовые акты участники гражданского оборота, суд и другие государственные органы

3. Понятие, признаки и структура уголовного закона. Толкование уголовного права

3. Понятие, признаки и структура уголовного закона. Толкование уголовного права Уголовный закон – нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти, содержащий правовые нормы, устанавливающие основание и принципы уголовной ответственности, определяющий,

12. Толкование права. Правосознание

12. Толкование права. Правосознание Толкование права – это интеллектуально-волевая деятельность, направленная на уяснение и разъяснение смысла и содержания правовых предписаний с целью их наиболее правильного применения.В зависимости от субъекта выделяют официальное

Глава восемнадцатая. ТОЛКОВАНИЕ ПРАВОВЫХ НОРМ

Глава восемнадцатая. ТОЛКОВАНИЕ ПРАВОВЫХ НОРМ Уяснение и разъяснение правовых норм. Способы толкования. Субъекты толкования. Виды толкования. Официальное и неофициальное толкование. Нормативное и казуальное толкование. Толкование при коллизии правовых норм.При

14. Схоластическое толкование политики и права

14. Схоластическое толкование политики и права Философия Средних веков носит название схоластики. Ее характерная особенность заключается в тесной связи с религией.Схоластика имеет своей задачей доказать посредством логических рассуждений истинность догматов

Глава 24. Толкование норм права

Глава 24. Толкование норм права § 1. Понятие толкования Реализация права, т. е. претворение правовых предписаний в жизнь, в поведение людей, невозможно без уяснения содержания юридических норм, выяснения воли законодателя, заключенной в них. Этот процесс выявления воли в

13.2 Функции норм права

13.2 Функции норм права Каждая норма права имеет собственное функциональное назначение. Следовательно, нормам права присущи определенные функции.Функции правовой нормы определяются чаще всего как ключевое направление действия нормы права, которое позволяет выявить

Глава 21 ТОЛКОВАНИЕ ПРАВА

Глава 21 ТОЛКОВАНИЕ ПРАВА 21.1 Общее понятие толкования права Необходимость толкования норм права возникает в процессе правоприменения, поскольку невозможно применить норму права, не уяснив ее точный смысл. Но такая необходимость появляется в процессе не только

Источник

Толкование норм права

Понятие толкования норм права

Толкование норм права – это деятельность компетентных государственных органов, общественных организаций и отдельных граждан, направленная на установление содержания правовых норм.

Толкование позволяет уяснить смысл нормативного предписания, его социальную направленность, место в системе правового регулирования. Толкование необходимо в связи с абстрактностью правовых норм, специальной терминологией, сложностью законодательного процесса и т.д. Толкование права является «интеллектуально-волевой деятельностью субъектов права по выяснению подлинного содержания правовых актов в целях их реализации и совершенствования».Деятельность по толкованию правовых норм имеет целью правильное и единообразное понимание и применение юридических предписаний.

Читайте также:  Тигр охраняет во сне

Разработка новых юридических предписаний также невозможна без толкования, так как в развитой системе законодательства большинство вновь создаваемых юридических норм связано с уже существующими законодательными положениями.

Толкование призвано обеспечивать полную и всестороннюю реализацию норм права всеми субъектами правоприменительной деятельности. Тем самым толкование содействует единообразному пониманию и применению норм права на всей территории их действия, обеспечивает законность и стабильный правопорядок во всех сферах общественной жизни.

Проблема толкования норм права выходит за рамки реализации права. Толкование имеет самостоятельное значение, но в ходе правотворчества возрастает значение толкования. Без толкования права нельзя создать ни новых норм права, ни систематизировать имеющийся нормативный материал.

Объектом толкования являются конкретные нормативно-правовые акты, при этом имеют значение не только нормы, зафиксированные в них, но и общие положения, например, преамбулы актов.

Предметом толкования является историческая воля законодателя, выраженная в законе (во избежание толкования, которое может привести к изменению содержания самого нормативного акта).

Задача толкования состоит в выяснении того смысла нормы, который сформулировал законодатель.

Цель толкования состоит в правильном, точном и единообразном понимании и применении закона, в выявлении его сути, выраженной в словесной формулировке. Тем самым толкование призвано противодействовать попыткам отойти от смысла правовых норм, противопоставить «букву» и «дух» закона. Основной идеей толкования является идея охраны и всемерного укрепления законности.

Функции толкования – раскрывают значение, социально-полезный результат, который достигается с помощью приемов и способов толкования. Принято выделять следующие функции толкования: познавательную, регламентирующую, правообеспечительную, конкретизационную и др.

Толкование не вносит и не может вносить поправок и дополнений в действующее законодательство. Оно призвано лишь объяснять и уточнять то, что сформулировано в законе. Законы не должны изменяться и приспосабливаться к новым условиям в процессе толкования и применения, для этого существует правотворчество.

В результате толкования не создается норма права, а лишь выявляется, устанавливается выраженная в законе воля законодателя. Толкование не должно подменять правотворчество там, где имеются пробелы в правовом регулировании, где необходимо издание новых нормативных актов. Верховенство закона при толковании проявляется в точном соответствии иных актов закону. Особую роль при толковании норм права имеет специальная юридическая подготовка.

Толкование норм права занимает значительное место в процессе правоприменения. В процессе толкования необходимо прежде всего уяснить исторические условия, цель и социальную направленность правовой нормы.

Толкование права в основном проявляется в трех аспектах: уяснение (для себя), разъяснение (для других) и интерпретация (выявление смысла нормы на основе анализа соотношения «буквы» и «духа» закона, т.е. объема понимания (толкования) и буквального смысла ее текста).

Способы (виды) толкования правовых норм

Способы толкования правовых норм связаны с толкованием-уяснением. Такое уяснение достигается различными способами. Способы толкования – это относительно обособленные совокупности приемов анализа правовых актов. Выделяют грамматическое, логическое, систематическое, историко-политическое, телеологическое, специально-юридическое, функциональное толкование.

1.Грамматическое толкование выражается в толковании с помощью языковых (филологических) средств, с помощью правил грамматики, орфографии и др. При таком толковании необходимо выяснить, в каких словах, предложениях сформулированы гипотеза, диспозиция и санкция правовой нормы. Осуществляется полный грамматический анализ текста нормы, начиная с отдельных слов, их значений, грамматических форм, связей между ними и заканчивая предложениями, для чего уясняется их грамматическая и смысловая структура.

Специальное внимание при этом уделяется выяснению значений отдельных терминов, когда важно установить их действительный смысл. Для правильного уяснения содержания правовой нормы ее текст подвергается тщательному филологическому анализу. Важно при этом обращать внимание на употребление соединительных и разделительных союзов, на совершенную и несовершенную формы глаголов и причастий.

Словам и выражениям необходимо придавать то значение, которое они имеют в литературном языке (золотое правило толкования). Если законодатель с помощью определения, данного в законе (легальной дефиниции) определил значение термина, то в этом значении термин и должен употребляться. Значение одного термина нельзя произвольно распространять на другие термины. Если в законе не определено значение термина, то следует ему придавать смысл, употребляемый в юридической науке и практике. Нельзя придавать разным терминам одинаковое значение и трактовать отдельные слова нормы как лишние.

2. Систематическое толкование состоит в уяснении смысла нормы путем ее сопоставления с другими нормами и установлении связей между ними. Это толкование осуществляется с помощью анализа системных связей юридической нормы с другими нормами, путем выявления места и роли конкретной нормы права в системе права. Любая норма права является составной частью системы права и действует в связи с другими нормами. Поэтому, чтобы уяснить действительное содержание определенной нормы права, необходимо установить ее логическую связь с другими нормами, например, необходимо правильное установление отсылочных связей между общими и конкретными нормами. Это позволяет толковать правовую норму без изменения ее внутреннего содержания, дополнять предписание исследуемой нормы, уточнять ее, ликвидировать возможность возникновения пробелов в процессе применения нормы права.

Установление систематических связей между нормами позволяет правильно определить сферы их применения, что является необходимым условием квалификации юридических фактов. Выяснение систематических связей необходимо и для установления изъятий из общего правила.

В ходе систематического толкования определяется место нормы в системе права, в отрасли и в институте права. Далее устанавливаются нормы, логически связанные с толкуемыми, что и позволяет уточнять смысл толкуемой нормы права.

При систематическом толковании учитываются функциональные связи между нормами права (связь толкуемой нормы и нормы, раскрывающей ее смысл, связь общих и специальных норм, связь отсылочных статей, связь близких по содержанию одновидовых норм).

Систематическое толкование объективно обусловлено взаимосвязью общественных отношений, которые регулируют соответствующие нормы права.

3. Историко-политическое толкование норм права представляет собой уяснение их целей и задач на основе анализа исторической обстановки, в которых они были приняты.

Историко-политическое (историко-целевое) толкование помогает выявить нормы, формально не отмененные, но фактически утратившие свое значение (в связи с изменением условий и фактов, на которые была рассчитана норма). Историческое толкование также предполагает уяснение смысла нормы путем сопоставления толкуемого закона с первоначальным его проектом, с отмененными актами по тому же вопросу, ознакомление с материалами обсуждения и принятия толкуемого акта.

Историко-политический способ толкования состоит в уяснении тех целей и задач, которые решает государство путем установления определенных нормативных предписаний. Оно позволяет преодолевать чисто формальное применение закона, без учета тех целей, которые были сформулированы в законодательстве. Применение права не только формализованный процесс с разделением на стадии, но и политико-юридический акт, выражающий отношение общества и государства к фактическим отношениям, которые приобретают статус правоотношений.

Исторический способ толкования предполагает изучение источников права и источников правотворческого процесса, которые имеют прямое отношение к правотворческому процессу (проекты нормативных актов, протоколы их обсуждения, доклады и др.).

Практическое значение при историческом толковании имеет историко-сравнительный метод. Сравнение норм права внутринационального и международного законодательства важно как в начале правотворческого процесса, так и в последующей практике систематизации права. Историко-сравнительный анализ позволяет сформулировать и ведущие направления, цели и задачи правотворческого и правоприменительного процессов.

4. Логический способ толкования состоит в использовании законов и правил логики для понимания действительного смысла правовой нормы.

Интерпретатор с помощью логических приемов оперирует материалом нормы права, не обращаясь к другим средствам толкования. В результате такого толкования общее, абстрактное содержание правовой нормы приобретает конкретный характер. При этом применяются самые различные логические приемы: логическое преобразование, логический анализ понятий, умозаключения степени, выводы по аналогии и от противного, силлогизмы и др.

Логическое толкование позволяет конкретизировать смысл нормы в процессе правоприменительной деятельности. Сопоставление признаков понятия, его объема, структурных и отсылочных связей позволяет уяснить содержание нормы. Логический анализ понятия является самым распространенным в толковании норм права.

С логической стороны правоприменение представляет собой силлогизм, т.е. умозаключение, когда из двух категорических суждений необходимо выбрать третье. Суждения (посылки) и образуют логическую связь правовых терминов и конструкций, при этом учитываются термины, объединяющие суждение в умозаключение.

5. Функциональный способ толкования основан на факторах и условиях реализации права. Функциональный способ зависит от применяемых подходов (статика или динамика) толкования. Большое значение данный способ приобретает в периоды становления систем права, приспособления права к новым условиям жизни. Он заключается в применении различных оценочных терминов и суждений (добросовестный выгодоприобретатель, сделка, противная основам правопорядка и нравственности, корыстные, низменные цели, уважительные и неуважительные причины, мнимые сделки, фиктивный брак, нравственные качества опекуна или попечителя, существенный вред, крупный и незначительный ущерб, преступление определенной степени тяжести и др.).

Оценочные термины широко распространены в отраслевом законодательстве, их понимание в целом раскрывается в общих частях кодексов, в отдельных нормах. Эти термины не могут быть использованы в отрыве от фактических ситуаций, очерченных гипотезами правовых норм. Учитываются в первую очередь легальные дефиниции и лишь при их неполноте используются соотносимые термины, применительно к конкретным ситуациям. Безусловно, значение подобных терминов и суждений с течением времени может изменяться как в практике правоприменения, так и в законодательстве. Задача толкования правильно применить стандарт как основание оценки юридического факта. Большая роль здесь принадлежит юридической практике, актам толкования и руководящим разъяснениям высших судебных инстанций.

Читайте также:  Спящая бабушка во сне

6. Специально-юридический способ – означает толкование с помощью раскрытия содержания юридических терминов, используемых в законодательстве. Данный способ строится на использовании правил юридической техники и технико-юридических средств. Он преимущественно совпадает с правилами формально-юридического анализа текста акта. Специально-юридическое толкование включает в себя не только понятийное толкование правовых норм и установление связей между понятиями, но и определение принадлежности норм к отраслям и институтам права, конструктивное и нормативное толкование. Специально-юридическое толкование, основанное на юридико-технических средствах и приемах, прежде всего «касается толкования специальных терминов («траст», «комитент», «акцепт» и др.). Однако этот способ толкования не сводится только к уяснению специальных терминов (тогда он отожествлялся бы с грамматическим толкованием). Интерпретатор должен обладать специальными научно-теоретическими познаниями, используя значение таких, например, категорий, как «тип правового регулирования», «правовой режим», «юридическая конструкция» и др.». Специально-юридический способ толкования позволяет формализовать системные отношения между отраслями, институтами и отдельными нормами права, выработать определенные стандарты применения норм права, на основе типичных приемов раскрытия содержания юридических терминов.

7. Телеологический способ толкования означает толкование с помощью установления целей принятия нормативно-правового акта. Обычно эти цели формулируются в преамбулах, общих частях кодексов и в общих положениях законов. Кроме того, данные цели прослеживаются по результатам законодательной работы (пояснительные записки, доклады по законопроекту и др.). Такое толкование основано на приоритетных задачах правового урегулирования конкретных ситуаций, нацеленное на определенный результат, например, на защиту прав человека и гражданина.

Виды толкования по субъектам

Такое толкование является толкованием-разъяснением, даваемое официальными или неофициальными органами, отдельными гражданами. Оно зависит от правового положения субъектов, которые осуществляют толкование норм права. Толкование по субъектам делится на официальное и неофициальное.

Официальное толкование дается уполномоченными (компетентными) государственными органами. Оно содержится в специальном акте, является обязательным и имеет юридические последствия.

Официальное толкование по объему делится на нормативное и казуальное. Нормативное толкование распространяется на всех лиц, на все случаи, предусмотренные толкуемой правовой нормой. Нормативным данное толкование является в силу того, что носит общий характер, является обязательным при рассмотрении всех дел, которые разрешаются на основе истолкованной нормы. Нормативность такого толкования выражается также в специальных актах толкования (интерпретационных актах). Эти акты не являются источниками права, но являются основой для понимания и применения норм права (например, постановления пленумов высших судов). Кроме высших судебных инстанций официальное толкование могут осуществлять исполнительные органы в пределах своей компетенции (Президент, Правительство и др.), но специальных актов толкования эти органы не издают. Например, различные министерства и ведомства принимают акты разъяснительного характера (указания, информационные письма и т.д.). Субъекты Федерации также имеют право официального толкования актов на своей территории.

Нормативное толкование в свою очередь делится на аутентичное (дается тем же органом, который издал нормативно-правовой акт) и на легальное (даваемое специально уполномоченным органом). При аутентичном толковании специального полномочия на толкование не надо в отличие от легального толкования. При легальном толковании акт-разъяснение имеет силу в том случае, если определенный орган наделен специальной компетенцией.

Казуальное толкование – это такое разъяснение содержания правовой нормы, которое дается в связи с рассмотрением конкретного юридического дела (в процессе правоприменения). Такое толкование имеет силу лишь для определенного конкретного случая (казуса). Оно формально обязательно только для конкретного разрешения дела. В ряде случаев действительное значение актов казуального толкования, которое дается вышестоящими инстанциями, распространяется и на другие случаи, например, на аналогичные дела, рассматриваемые нижестоящими судебными инстанциями (правоприменительное толкование). В этом случае эти акты приобретают значение прецедентов судебного толкования, которые не являются прецедентами в собственном смысле слова, так как формально их не обязательно применять к сходным случаям.

В некоторых случаях имеет место – делегированное толкование, которое дается органом, получившим на это специальное полномочие в силу закона.

Неофициальное толкование – это толкование нормативных актов субъектами, которые не имеют на это официального права. Оно не является юридически обязательным и может исходить как от отдельного гражданина, так и от организации. Значение такого толкования зависит от авторитета толкователя (ученого, адвоката, нотариуса, следователя и др.).

Особой разновидностью неофициального толкования является доктринальное толкование (доктрина – наука), которое дается учеными-юристами (например, в комментариях к законам). Доктринальное толкование имело большое значение во времена античности и в средние века (как источник права). В настоящее время в качестве источника права – сохраняется в некоторых государствах религиозных правовых систем. Но доктринальное толкование в большинстве стран имеет значение в силу научной аргументации, которую используют другие субъекты правотворческого и правоприменительного процессов. Научные рекомендации помогают тем самым официальным органам совершенствовать правотворческую и правоприменительную деятельность.

Неофициальное толкование по видам делится в целом на доктринальное (научное), профессиональное (компетентное толкование юристов-практиков) и обыденное (толкование любым человеком).

Виды толкования по объему

Толкование по объему (результат толкования) связано с толкованием-интерпретацией. Основной целью толкования при этом является раскрытие содержания правовой нормы применительно к конкретной ситуации, связанной с квалификацией юридических фактов. Результаты толкования выражаются в юридических оценках и интерпретационных нормах. Интерпретационные акты являются результатом толкования органов, имеющих право на официальное толкование. Результат толкования характеризуется не только по содержанию, но и по объему, который определяется его соотношением с текстом нормы.

По объему толкование может быть буквальным, распространительным и ограничительным.

Буквальное толкование означает толкование нормы права в точном соответствии со смыслом текста нормативно-правового акта. Действительное содержание нормы права, установленное в результате толкования, соответствует результату, полученному на основе простого прочтения текста нормативного акта (буква закона и дух закона (смысл) полностью совпадают). Такое толкование можно назвать адекватным.

Распространительное (расширительное) толкование означает, что действительное содержание нормы права шире ее текстуального выражения, т.е. расширяется смысл нормы права до желаемого или действительного содержания (дух закона шире буквы закона). Норма права при этом толкуется несколько шире ее текста.

Ограничительное толкование – это толкование, при котором действительное содержание нормы права несколько уже ее текстуального выражения.

Расширительное и ограничительное толкование является исключением из общего правила толкования, при котором смысл закона и текст закона полностью совпадают. Ограничительное или распространительное толкование возможно лишь в случаях обнаружения несоответствия между предполагаемым содержанием нормы права и ее текстом. В остальных случаях подобное толкование является отступлением от принципа и режима законности. Например, при расширительном толковании смысл нормы в целом исходит из ее текста, т.е. данный смысл предполагается, но он не выражен прямо, непосредственно. Этим отличается толкование от аналогии закона, когда делается отсылка к другой норме. Аналогия необходима в силу того, что юридические факты не охватываются ни текстом, ни смыслом нормы права. Ограничительное и распространительное толкование норм права связано в целом с системностью права, когда смысл толкуемой нормы раскрывается на основе содержания других норм права. Например, ограничительное толкование может быть основано на наличии специальной нормы права, которая применяется в случае конкуренции с общей нормой (специальная норма ограничивает сферу действия общей нормы).

Распространительно толкуются незавершенные положения норм, связанные с аналогичными условиями, обстоятельствами или с определенными предполагаемыми категориями субъектов (например, перечень законных представителей лица, перечень условий, сопутствующих заключению договора и т.д.). Нельзя расширительно толковать завершенные нормой права перечни или наоборот – ограничительно толковать незавершенные перечни. Нельзя ограничительно или расширительно толковать легальные дефиниции. Во всех случаях подобного толкования задача субъекта толкования состоит в правильном раскрытии содержания нормативно-правового акта с учетом прежде всего воли законодателя, выраженной в тексте нормы права.

Акты толкования

В процессе толкования норм права практическое значение имеют акты толкования (интерпретационные акты). Акт толкования права – это правовой акт, содержащий разъяснение смысла юридических норм.

Акты толкования не просто разъясняют смысл норм права, но содержат прежде всего конкретизирующие предписания. Это не нормативные предписания, так как они не имеют самостоятельного значения и действуют на основе толкуемых норм права. Так как субъекты толкования не являются субъектами правотворчества, «предписания общего характера, содержащиеся в интерпретационных актах, следует считать не нормами права, а правоположениями. В отличие от норм они не имеют юридической силы, но имеют юридическое значение. Последнее проявляется в том, что правоприменительные органы (нижестоящие суды) должны при решении конкретных вопросов учитывать содержание правоположений. Однако при этом они не могут составлять основу правоприменительных решений».

Различаются следующие виды актов толкования:

Самостоятельное значение прежде всего имеют интерпретационные акты правотворчества и интерпретационные акты правоприменения. Акты толкования не подменяют собой акты правотворчества и правоприменения, они имеют дополнительное (субсидиарное) значение к названным нормативно-правовым и индивидуальным актам.

Источник

Жизненные советы и рекомендации
Adblock
detector